Информационная безопасность
Одним из факторов быстро развивающегося общества является информация. Современную школу невозможно представить без электронных средств обучения, а также без глобальной сети интернет и социальных сетей. В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Возникает ряд вопросов. Какую информацию получает ребенок? Умеет ли ребенок обрабатывать информацию? Как влияет на ребенка та или иная информация? И как образовательное учреждение может контролировать поток информации, чтобы не навредить ребенку. Помимо защиты баз данных и предотвращения хакерских атак, важно оградить учащихся от любых проявлений пропаганды и манипуляций. В этой связи вопрос об информационной безопасности в образовательном процессе является актуальным.
Законодательство в области защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию:
-
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (ред. 14.04.2021);
-
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
-
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. 05.04.2021).
Первое определение информационной безопасности детей было прописано в федеральном законе №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В нем определено, что «информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».
Таким образом, информационная безопасность в школе должна обеспечивать:
-
целостность персональных данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
-
конфиденциальность информации;
-
формирование навыков цифровой компетенции как учащихся так и педагогических работников.
-
защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
Единая информационная система в школе может включать в себя:
-
сайт образовательного учреждения;
-
электронный журнал/электронный дневник;
-
медиатеку на базе школьной библиотеки;
-
официальную группу школы в социальных сетях;
-
закрытые группы классных коллективов социальных сетях;
-
компьютерное и интерактивное оборудование;
-
локальную сеть школы;
-
кружки и факультативы, направленные на развитие ИКТ- компетентности учащихся.
Вся информационная система нуждается в защите.
В последние годы в школах участились попытки несанкционированного получения информации, в том числе персональных данных педагогов и учащихся. Информационным системам и сетям могут угрожать такие опасности, как: компьютерное мошенничество, компьютерные вирусы, хакеры, вандализм, хищение, разглашение конфиденциальной информации и другие виды угроз. Противодействовать такой тенденции можно, создав в образовательном учреждении систему информационной безопасности, при этом необходимо учитывать, что при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты и подготовке пользователей с соблюдением ими установленных правил процесс построения информационной безопасности не является разовым мероприятием. Он должен постоянно совершенствоваться, быть управляемым.
Детские безопасные сайты
- https://kids.kaspersky.ru/ - Интернет-портал лаборатории Kaspersky с материалами по информационной безопасности для комплексного подхода к решению проблемы.
- http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
- http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
- http://www.e-parta.ru — Блог школьного «Всезнайки» — это ленты новостей по всем школьным предметам, виртуальные экскурсии, психологические и юридические советы по проблемам в школе и на улице, учебные видео-фильмы, обзоры лучших ресурсов Всемирной паутины.
- https://урокцифры.рф/ - Всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий.
Угрозы информационной безопасности в образовательном учреждении
Для хищения данных, создания нарушений в работе информационной системы и для других действий требуется несанкционированный доступ. Различают следующие виды несанкционированного доступа:
- Человеческий. Предусматривает хищение сведений методом их отправки по электронной почте или копирования на портативные носители, внесение вручную изменений в базы данных при наличии физического доступа к серверу.
- Аппаратный. Применение специального оборудования для хищения данных или внесения изменений в систему. В том числе может применяться оборудование для перехвата электромагнитных сигналов.
- Программный. Применение специального программного обеспечения для перехвата данных, копирования паролей, дешифровки и перенаправления трафика, внесения изменений в функционирование другого софта и т. д.
Немало важную роль в информационной безопасности играет и цифровая компетенция учащихся и педагогов, которая включает в себя:
- информационную безопасность (защита от клипового мышления, умение проверять достоверность информации, умение избегать лишней информации);
- коммуникативную безопасность (культура сетевого этикета, цифровой имидж, цифровой след);
- техническую безопасность (навык по работе с компьютером, гаджетами, сетью, программами и другими устройствами, от которого зависит сохранность личных данных);
- потребительскую безопасность (умение быть грамотным покупателем и ответственным потребителем контента в сети).
Формировать цифровую компетенцию можно с помощью проведения Единых уроков безопасности в сети интернет, декады безопасности в сети интернет, проведения тематических классных часов, разработка и реализация программ внеурочной деятельности.
Очень важно вести просветительскую работу не только с детьми, но и с родителями.
Меры защиты
Современные технологии информационной безопасности образовательной организации предусматривают обеспечение защиты на 5 уровнях:
- нормативно-правовой;
- морально-этический;
- административно-организационный;
- физический;
- технический.
Нормативно-правовой способ защиты
Основным документом, определяющим степень угроз и меры обеспечения информационной безопасности обучающихся в образовательной организации, является «Национальная стратегия действий в интересах детей». Она предусматривает приоритет мер, направленных на защиту сознания ребенка от информационного воздействия агрессивного характера. Меры по защите информационных систем и баз данных имеют второй уровень приоритетности.
Законодательством определяются данные, которые должны быть защищены от несанкционированного доступа третьих лиц. К числу таких сведений относятся:
- персональные данные;
- конфиденциальные сведения;
- служебная, профессиональная, коммерческая тайна.
Порядок обеспечения безопасности персональных данных регламентируется Трудовым кодексом, Гражданским кодексом, Федеральным законом «Об информации» и другими актами.
Морально-этические средства обеспечения информационной безопасности
Система морально-этических ценностей имеет особое значение в сфере образования. Она служит основой для выработки комплекса мер, направленных на защиту детей и подростков от информации этически некорректного, травмирующего, противозаконного характера. Защита детей от пропаганды основывается на законе «О защите прав ребенка». Этим актом определяются права детей на защиту от информации, которая может стать причиной моральной травмы.
В рамках мер по обеспечению информационной безопасности создаются перечни источников (программ, документов и т. д.) способных травмировать детскую психику. В результате принимаемых мер должен предотвращаться доступ таких источников на территорию образовательного учреждения.
Меры административно-организационного характера
Система административно-организационных мер строится на базе внутренних регламентов и правил организации, которыми регламентируется порядок обращения с информацией и ее носителями. В том числе должны быть разработаны:
- должностные инструкции;
- внутренние методики по информационной безопасности;
- перечни не подлежащих передаче данных;
- регламент взаимодействия с уполномоченными государственными органами по запросам о предоставлении информации и т. д.
Разработанными методиками должен определяться порядок доступа учеников в интернет во время занятий в компьютерных классах, меры по предотвращению доступа детей к определенным ресурсам, предотвращение использования ими своих носителей информации и т. д.
Физические меры
Ответственность за реализацию мер защиты компьютерной сети и носителей информации физического характера несет непосредственно руководитель образовательной организации и ее IT-персонал. Не допускается перекладывание этих мер на наемные охранные структуры.
Для обеспечения компьютерной безопасности образовательной организации рекомендуется.
- Обеспечить защиту компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.). Решение данной проблемы возможно только при условии, исключающем вывод локальных сетей ОУ на Интернет, либо размещение своего сайта у удаленного провайдера.
- Необходимо иметь как минимум два сервера. Наличие хороших серверов позволит протоколировать любые действия работников ОУ в вашей локальной сети.
- Установить контроль за электронной почтой, обеспечив постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
- Установка соответствующих паролей на персональные компьютеры администрации и педагогов, а также определение работы с информацией на съемных носителях;
- Использование лицензионного программного обеспечения.
Технические меры
Технические, аппаратно-программные меры включают в себя системы контентной фильтрации (СКФ). Способы организации СКФ:
- фильтрующий сервер в интернете;
- услуга фильтрации от провайдера;
- СКФ уровня ОО.
Технологии организации системы контент-фильтрации:
- ограничение доступа к ресурсам. Интернет – черный список (запрещенные сайты).
- предоставление доступа к ресурсам. Интернет – белый список (разрешенные сайты).
В дополнении к вышеперечисленному в ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи» операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, также обязаны осуществлять ограничение доступа к информации, распространение которой на территории России запрещено.
Какие же меры можно предложить для образовательного учреждения?
В образовательном учреждении могут быть приняты следующие меры по обеспечению информационной безопасности участников образовательного процесса:
- защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.) через использование программно-технических средств антивирусной защиты компьютерной техники в образовательном учреждении и своевременное их обновление;
- заключен договор с провайдером по осуществлению контентной фильтрации трафика, ежемесячно проводится контроль фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования;
- обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры через уроки компьютерной грамотности, классные часы, уроки безопасного поведения в сети интернет в рамках программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- систематический инструктаж педагогических работников и обучающихся по вопросам информационной безопасности с фиксацией в ведомостях инструктажей;
- ведение журнала регистрации выхода учащихся и педагогов в Интернет с фиксацией в журнале по использованию цифрового оборудования;
- ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации на родительских собраниях и на странице школьного сайта «Информационная безопасность»;
- обеспечение доступа обучающихся (в библиотеке, кабинете информатики) и педагогов (в учительской) к электронным образовательным ресурсам сети Интернет.
Процесс информатизации стал неотъемлемой частью нашего общества, тем самым объединив мир в единую общую систему. Информация обладает определенной силой воздействия на каждого из нас. Человек стал зависим от глобального информационного пространства, поэтому в настоящее время обеспечение информационной безопасности является одной из приоритетных задач мирового уровня.
Детям
- Как безопасно общаться в социальных сетях
- Как безопасно пользоваться электронной почтой
- Как безопасно пользоваться смартфоном, планшетом
- Как безопасно пользоваться сетью WI-FI
- Как безопасно играть online
- Как безопасно расплачиваться электронными деньгами
- Как защититься от кибербуллинга
- Как защититься от компьютерных вирусов
- Как защититься от фишинга
- Как защитить свою цифровую репутацию
- Как защитить свои интернет-счета
- Что такое авторское право
- Подменные номера
- Что ты знаешь о персональных данных?
- От Минобразования: Информационная безопасность детей - 1
- От Минобразования: Информационная безопасность детей - 2
- Цифровая гигиена подростков
Родителям
- Информация для пользователей услугами связи
- Цифровой (виртуальный) аутизм
- Как обеспечить информационную безопасность ребенка. Общие правила
- Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 7–8 лет
- Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 9–12 лет
- Как защитить от вредной информации ребенка в возрасте 13–17 лет
- Видеоинструкции по работе с Kaspersky Safe Kids
- От Минобразования: Информационная безопасность детей
Педагогам
- Методические ресурсы по информационной безопасности в сети Интернет
- «Уроки безопасного Интернета», разработанные Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу и Ямало-Ненецкому автономному округу совместно с АУ ХМАО-Югры «ОТРК «Югра»
- Курсы «Основы кибербезопасности» на Портале Единыйурок.рф
- Памятка о порядке действий при обнаружении признаков дистанционного мошенничества и склонении к коррупционному поведению,
- Профилактика совершения дистанционных мошенничеств и краж безналичных денежных средств
- Новые виды дистанционного мошенниества