Общая информация о профильных направлениях:
Нормативно-правовые документы регионального уровня:
- Постановление Правительства ХМАО-Югры № 303-п "О порядке организации индивидуального отбора"
- Постановление Правительства ХМАО-Югры № 8-п "О внесении изменений в постановление № 303-п"
Обучение в 10-11 классе регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования или сокращенно ФГОС СОО. В этом документе перечислены 5 направлений, по которым школа может открыть профильные классы для старшеклассников. Какие предметы будут изучаться на углубленном уровне и сколько часов будет отведено на их изучение - решает школа, опираясь на рекомендации ФГОС СОО.
Возможны следующие варианты профилей:
-
естественно-научный профиль. Здесь на углубленном уровне изучаются или химия + биология, или химия + физика. Этот профиль выбирают ученики, которые хотят продолжить обучение в вузе на таких специальностях как медицина, биотехнологии или химическая промышленность.
-
гуманитарный профиль самый вариативный. Основной предмет русский язык. К нему школа может предложить учащимся связки как из двух предметов обществознания + истории, иностранного языка + обществознания, иностранного языка + литературы; или из трех - литература, история, обществознание. Этот профиль подойдет учащимся, которые планируют получать педагогическое, психологическое, культурологическое образование или работать в сфере общественных отношений.
-
социально-экономический профиль для тех, кто хочет в будущем работать в социальной сфере, сфере финансов, или заниматься обработкой информации, управлением и предпринимательством. На углубленном уровне здесь изучаются профильная математика + обществознание.
-
технологический профиль бывает нескольких видов: инженерный (профильная математика + физика), информационно-технологический (профильная математика + информатика) и даже включающий все три предмета - профильную математику, физику и информатику. Он подойдет учащимся, которые хотят поступить в вуз на технические специальности.
-
универсальный профиль дает ученику возможность выбрать, какие предметы он будет изучать на углубленном уровне. Преимущество этого профиля в том, что можно подбирать редкие сочетания предметов для поступления на определенные специальности или в конкретные вузы. Например, биология + обществознание (на психологию), история + литература (искусствоведение, журналистика), биология + профильная математика (геология, биологические ресурсы, сельское хозяйство), химия + профильная математика (нефтяная и химическая промышленность); обществознание + информатика (таможенное дело, аналитика, компьютерная безопасность).
Как выбрать профиль в 10 классе:
При выборе профиля стоит:
— ориентироваться на свои способности и интересы, но помнить, что хобби и увлечения не всегда должны перерастать в профессию. Если ребенку нравится находиться на природе или ухаживать за больными животными, это еще не означает, что он должен стать лесником или ветеринаром.
— составить список вузов и специальностей, на которых ребенок хочет учиться. Посмотреть какие предметы в формате ЕГЭ нужно сдавать для поступления на них.
— сравнить список предметов для поступления с профилями открытыми в школе. Допустим, в школе открыт естественно-научный профиль с углубленным изучением химии и биологии, а ребенку нужен более редкое сочетание химия + физика. В этом случае, можно поискать школу с узким профилем. И наоборот, если ребенок сомневается между несколькими профессиями или не уверен, что хорошо сдаст какой-то предмет, стоит выбрать более широкий профиль. Например, ребенок не знает, сможет ли хорошо выучить материал по истории, тогда ему подойдет гуманитарный профиль с углубленным изучением сразу трех предметов: истории, обществознания и иностранного языка. Если он завалит историю, то всегда сможет поступить с результатами по обществознанию и английскому языку.
— пройти профориентацию. Не каждый ребенок, только закончивший 9 класс, четко знает, чем хочет заниматься в жизни, кем стать. В этом возрасте подросток только узнает себя и свои способности, а его интересы меняются, подчас кардинально. Родители ждут от ребенка, что он выберет профиль, который определит его дальнейшую судьбу и карьеру. Это большая ответственность, к которой ребенок может быть не готов. В этом случае, подростку может понадобиться помощь профориентолога — специалиста по карьере.
Организация индивидуального отбора при приеме в 10 класс
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства ХМАО-Югры №303-п от 09.08.2013г «О порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения», с изменениями на 27 мая 2022 года) (в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.09.2016 N 346-п, от 22.01.2021 N 8-п, от 27.05.2022 N 235-п), с приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры № 10-П-918 от 13.05.2024г. «Об организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные или муниципальные образовательные организации для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в 2024-2025 учебном году», Положением о Порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в МБОУ «СШ №17» для получения среднего общего образования для профильного обучения.
В 2025-2026 учебном году в МБОУ «СШ №17» планируются 10 классы со следующими профилями обучения:
1. Гуманитарный
2. Универсальный
Ознакомиться с подробной информацией о профилях, критериях отбора и перечнем необходимых документов можно далее.
№ п\п |
Профиль обучения |
Предметная область, соответствующая профилю обучения |
Предметы для изучения на углубленном уровне |
Экзамены по выбору/ количество баллов |
1. |
Гуманитарный профиль |
Русский язык и литература |
Литература |
Литература /24 |
Общественно-научные предметы |
Обществознание |
Обществознание/ 29 |
||
2. |
Универсальный профиль |
Русский язык и литература |
Литература |
Литература /24 |
Математика и информатика |
Математика |
Математика / 15 |
1. Прием заявлений одного из родителей (законного представителя) обучающегося об участии в индивидуальном отборе в профильные классы осуществляется с 30.05.2025г. по 28.06.2025г.
2. К заявлению родителей прилагаются копии следующих документов обучающихся:
• ведомость успеваемости (или аттестата об основном общем образовании);
• грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения, подтверждающие достижения (призовые места на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях) во всероссийской олимпиаде школьников, иных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад школьников и их уровней, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.08.2023 № 823 "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год" (Зарегистрирован 28.09.2023 № 75362) по учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровнях, за 2 предшествующих года.
3. Заполненное заявление для участия в индивидуальном отборе (в свободной форме) предоставляется в кабинет 104 школы или направляется по адресу: mosh17@yandex.ru с пометкой «Индивидуальный отбор обучающихся в профильные 10 классы».
4. Ответственное лицо за прием документов – Киселева Светлана Анатольевна.
5. Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется на основании следующих критериев:
• наличие итоговых отметок «хорошо и «отлично» по соответствующему(им) учебному(ым) предмету(ам), изучение которого(ых) предполагается на углубленном или профильном уровне, за предшествующий и текущий периоды обучения за курс основного общего образования;
• наличие документов, подтверждающих достижения (призовые места на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях) во всероссийской олимпиаде школьников, иных олимпиадах, входящих в перечень олимпиад школьников и их уровней, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, по учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровнях, за 2 предшествующих года.
6. Индивидуальный отбор осуществляется в 3 этапа:
1 этап – проведение экспертизы документов, представленных на индивидуальный отбор;
2 этап – составление рейтинга учащихся, заявленных для участия в индивидуальном отборе;
3 этап – принятие решения о зачислении (отказе в зачислении) учащихся.
7. Экспертиза документов проводится по балльной системе:
-
отметка "хорошо" - по соответствующим учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровнях, - 4 балла за 1 учебный предмет;
-
отметка "отлично" по соответствующим учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном или профильном уровнях, - 5 баллов за 1 учебный предмет;
-
достижения школьного уровня - 1 балл за 1 достижение (призовое место), но не более 3 баллов за все достижения;
-
достижения муниципального уровня - 5 баллов за 1 достижение (призовое место), но не более 15 баллов за все достижения;
-
достижения регионального уровня - 10 баллов за 1 достижение (призовое место), но не более 30 баллов за все достижения;
-
достижения всероссийского уровня - 15 баллов за 1 достижение (призовое место), но не более 45 баллов за все достижения;
-
достижения международного уровня - 20 баллов за 1 достижение (призовое место), но не более 60 баллов за все достижения.
8. Рейтинг обучающихся составляется по мере убывания набранных ими баллов и оформляется протоколом комиссии не позднее 3 дней после проведения первого этапа индивидуального отбора.
9. При равных результатах индивидуального отбора учитывается средний балл ведомости успеваемости (или аттестата об основном общем образовании), исчисляемый как среднее арифметическое суммы промежуточных (или итоговых) отметок.
10. Рейтинг обучающихся доводится организацией до сведения родителей (законных представителей) через официальный сайт и свои информационные стенды.
11.Зачисление обучающихся осуществляется на основании протокола комиссии по результатам индивидуального отбора (рейтинга обучающихся) и оформляется приказом руководителя организации в течение 30 календарных дней после подписания протокола комиссии, но не позднее 2 сентября текущего года.
12.Информация об итогах индивидуального отбора и зачислении доводится до обучающихся, родителей (законных представителей) и размещается на сайте организации в сети Интернет не позднее 3 дней после зачисления.