Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В МБОУ «СШ №17» разрабатываются мероприятия для доступности инвалидов и маломобильных групп населения к объектам образования. К зданию школы имеется широкая пешеходная зона с ровным покрытием из бетонных плит. Дверные блоки на входах имеют достаточную ширину. Доступность может быть обеспечена при помощи персонала школы. С целью обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, вход в Учреждение оборудован кнопкой вызова, лестницы окрашены краской желтого цвета. Имеется ступенькоход, мобильный пандус, сменное инвалидное кресло. На центральном входе в Учреждение установлена информационная табличка, содержащая наименование учреждения, место нахождения, время работы. Дежурный вахтер открывает дверь и приглашает дежурного администратора для сопровождения посетителя до кабинета директора или заместителя директора. Далее сопровождает по необходимости по всему учреждению.
Прием маломобильных граждан работниками Учреждения осуществляется на рабочих местах, либо приглашаются в определённое место, которые в своей работе с гражданами, относящимися к маломобильным группам населения, учитывают их особенности, обусловленные физическим состоянием:
- при общении со слепым сотрудник учреждения обращается непосредственно с ним самим, а не с сопровождающим его лицом, в беседе пользуется обычной разговорной лексикой, в помещении не отходит от него без предупреждения.
- при работе с гражданином, имеющим нарушение слуха, сотрудник общается непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами. С таким посетителем можно общаться в письменной форме.
- при работе с гражданином, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, сотрудник должен предложить ему стул либо освободить место для кресла-коляски.
Сотрудник учреждения, который провел консультирование гражданина с ограниченными возможностями либо принял документы, сопровождает заявителя к выходу из учреждения и оказывает помощь при выходе (в необходимых случаях – содействие при посадке в автотранспорт).