МБОУ СШ №17
Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск
  • Образовательные стандарты и требования

    С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. 

    Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования 

    Школы обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ).

    Нормативные документы:

    Информация об утвержденных образовательных стандартах, самостоятельно устанавливаемых требованиях (при наличии)  в части документов, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых ОО (электронный документ ЭП или в виде активных ссылок)

    Отсутсвует


    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием ст. 7 «закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

    Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

    Стандарт выдвигает три группы требований:

    • требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
    • требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
    • требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    Что является отличительной особенностью нового стандарта?

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.

    Метапредметные: освоение обучающимися универсальных учебных действий овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

    Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы.

    оценивание предметных результатов происходит по 2-м уровням:

    • базовый уровень, обязательный для всех и необходимый для успешного продолжения учёбы на следующей ступени.
    • повышенный уровень, который проверяет способность ученика выполнять такие задания, в которых нет прямого указания на способ выполнения, и ученик сам должен выбрать этот способ из набора известных, уже освоенных им. (в учебниках предусмотрены задания повышенного уровня, обозначенные специальными символами). эти задания не являются обязательным требованием и не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (икт) и формирование способности их грамотно применять (икт-компетентность).

    Учебно-воспитательный процесс. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, т.е. на уроках и во внеурочной деятельности формируются различный виды универсальных учебных действий, необходимые школьнику. в учебный план начальных классов, кроме учебных предметов, включены занятия внеурочной деятельности по 5 направлениям.

    В чём отличие образовательной программы начального общего образования?

    Новый учебный план начальной школы состоит из 2-х частей

    1-я часть – это набор традиционных предметов (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, физкультура, музыка, изо, труд – в том же количестве часов в неделю, что и прежде) но в новом плане есть и 2-я часть: внеурочные занятия по различным направлениям, ориентированные на воспитание и развитие детей.

    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

    Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

    Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.

    С введением ФГОС изменилось не столько содержание обучения, сколько подход к обучению. в этом состоит одно из главных отличий новой программы.

    Речь идёт о том, что сегодня учитель начальных классов не предлагает детям на уроке готовые знания в виде правил, формулировок, выводов, а учит добывать эти знания, осмысливать, выводить правило, а затем помогает научиться активно применять полученные знания, самостоятельно пополнять и развивать их новый подход можно выразить такой формулой: научить ребёнка учиться.

    Следует обратить внимание и ещё на одно отличие новой образовательной программы, которое связано с оценкой результатов обучения.

    Не все результаты, о которых говорилось выше, можно оценить с помощью пятибалльной отметки.

    Поэтому наряду с обычной отметкой, которая подходит доля оценивания предметных результатов, появилась и другая, накопительная оценка достижений – портфолио.

    В портфолио собираются детские работы, результаты проверочных и контрольных работ, итогового тестирования, другие материалы, которые отражают успехи ребёнка, результаты его продвижения.

    Телефоны "горячей линии" Департамента образования по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

    Фамилия, имя, отчество

    специалиста

    Должность специалиста

    Телефоны

    Гайфуллина

    Алсу Набихановна

    Начальник отдела общего и дополнительного образования департамента образования администрации города

    8(3466) 43-66-50

    Алексеева

    Елена Алексеевна

    Главный специалист отдела общего образования  управления общего и дополнительного образования департамента образования администрации города

    8(3466) 43-75-81

    Цели и задачи

    • Изучение возможностей внедрения в практику материалов ФГОС второго поколения.
    • Осуществление оценки эффективности разработанных материалов ФГОС второго поколения как механизмов функционирования образовательного стандарта.
    • Определение возможных рисков при использовании ФГОС второго поколения в образовательном процессе школы.
    • Формулирование необходимых предложений по коррекции и доработке документов и материалов ФГОС второго поколения.

      Поставленные цели введения будут достигнуты на основе последовательного выполнения следующих задач:

    • Оценки эффективности разработанных Требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
    • Оценки эффективности разработанных Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
    • Оценки эффективности разработанных Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
    • Оценки эффективности разработанной системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Государственный образовательный стандарт

      Обучающиеся 10-11 классов в 2019-2020 учебном году продолжают обучение по общеобразовательным программам, разработанным в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

      Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями обучающегося. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

      Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

    • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
    • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
    • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie